воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Магический обряд со столом.

 
Множество магических обрядов связано со столом. Так, во время обеда или

 ужина старались подольше не вставать из-за стола, потому что, по 

представлениям крестьян, сколько за сто­лом просидишь, столько в 

Царстве Небесном пробудешь.
В Во­ронежской губернии купленных кур

обводили вокруг ножки стола, приговаривая: "Как стол от избы не отходит,

 так и вы, ку­ры, от двора не отходите!». На второй день после крестин сов

ер­шался обряд «ходить (собираться, садиться) в рай». Для этого обходили

 вокруг стола, а потом сидели за ним. Во время свадь­бы совершали обход

вокруг стола, после родов обносили ново­рожденного. В Костромской 

губернии повитуха трижды обводи­ла роженицу вокруг него со словами: 

«Освободи, Господи, одну душу грешную, а другую - безгрешную». В то же 

время, вне об­рядов обход вокруг стола запрещался: человек должен был вы

 ходить из-за стола с той же стороны, с какой садился за него. Обойти стол 

просто так вокруг считалось плохой приметой.

После обряда крещения хозяин дома приглашает кого сочтет нужным из 

СВОИХ родных И знакомых «К младенцу на хлеб, на соль, кашу есть», и, 

когда приглашенные соберутся, устраивает­ся крестильный обед. Кушанья, 

из которых ОН состоит, отлича­ются изобилием и разнообразием, как 

бывает только по самым большим праздникам. Сначала подается холодное:

 в постный день - сельдь и квас с кислой капустой, а в скоромный - сту­день

 и квас с яйцами и мясом. Затем следуют блюда: в постный день - 

приправленные конопляным маслом щи со снетками, картофельный суп с 

грибами и лапша; в скоромный же день - щи с каким-нибудь мясом, ушник 

(суп из потрохов), лапша с ку­риным мясом или свининой, лапша молочная.

 И, наконец, каков бы состав кушаний ни был, на крестильном обеде 

необходимой

считается гречневая каша, перед которой, в большинстве случа­ев подается 

каша пшенная.

В заключение крестильного обеда, когда съедят последнее блюдо, 

повивальная бабка кладет на стол пирог, ставит в шапке горшок с кашей и 

на тарелке штоф с водкой. Затем она начина­ет угощать присутствующих, но

 те, по обычаю, первую рюмку предлагают угощающей. «Попробуй-ка сама,

 бабушка! ~ шутят в ответ на ее угощения хозяин с гостями. ~ Бог знает, 

какую ты водку-то нам подаешь: может, она наговорная!» Первым после 

бабки пьет отец новорожденного. Для закуски она подает ему в ложке 

пересоленную кашу, причем говорит: «Ешь, отец-роди­тель, ешь, да будь 

пожеланный к своему сынку (своей дочке)!» или «Как тебе солоно, так и

 жене твоей солоно было родить, а еще солонее отцу с матерью достанутся 

детки после». Затем, бросая кверху оставшуюся в ложке кашу, произносит:

 "Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось и они также прыгали


бы!». За отцом младенца угощаются кумовья: "Выку­шайте, куманьки 

дорогие! ~ говорит им бабка. ~ С крестницей (крестником) Вас! Как Вы 

видели ее (его) под крестом, так бы видеть Вам ее (его) и под венцом!».

После кумовьев пьют подносимую водку и остальные сидя­щие за столом.

 При этом каждый, не исключая и самого родите­ля, кладет сколько-нибудь 

денег на тарелку ~ в пользу бабки ~ и на пирог ~ в пользу родильницы. 

Наконец гости благодарят хозяев и, пожелав им всего хорошего, а 

новорожденному добро­го здоровья и многих лет, прощаются. Остаются 

только кум с ку­мой; им вечером того же дня или утром следующего, чтобы 

"опохмелиться» после обеда, предлагается закуска. При этом кум получает 

от кумы на память платок, за что он, предваритель­но вытерев полученным 

подарком себе губы, целует куму и от­даривает деньгами. При прощании 

кумовья от родильницы по­лучают по пирогу, за который в свою очередь 

дают ей платок, чай, сахар, мыло и т. д. Так заканчивается празднование по

 пово­ду рождения и крещения младенца. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий